| |||||||
Отчет "экспедиции" в Тайпале, <Snov>, 24.09.2003 23:26 Отчет "экспедиции" в Тайпале - вот как бывает (+), <Андрей Е.>, 25.09.2003 00:00 Так ведь это..., <Петр>, 25.09.2003 02:37 Так ведь это..., <AlexSvar>, 25.09.2003 09:34 Хотелось бы, <Петр>, 25.09.2003 21:50 мнение местного населения, <AlexSvar>, 26.09.2003 09:51 согласен, <Петр>, 26.09.2003 10:30 Тайпале, <svelli>, 25.09.2003 09:38 Отчет "экспедиции" в Тайпале - кто ж знал (+++), <SNov>, 25.09.2003 14:43 Ответы, <Kir>, 25.09.2003 17:04 Еще вопрос, <SNov>, 25.09.2003 17:44 Именно так. (-), <Kir>, 25.09.2003 18:16 Очень толковое повествование., <Kir>, 25.09.2003 00:08 Спасибо за высокую оценку, <SNov>, 25.09.2003 15:18 И маленькая поправочка..., <Kir>, 25.09.2003 00:17 И маленькая поправочка..., <Баир>, 25.09.2003 10:05 И маленькая поправочка..., <SNov>, 25.09.2003 15:24 kangas - пустошь, <AlexSvar>, 25.09.2003 16:36
Поездка в Тайпале 20.09.03 Доехав до Запорожского со второй попытки нашли дорогу к парому. ;) На удивление паром оказался работающим, паромщик трезвым и общительным. Паром из себя представляет, как я мог понять, старый военный пантон со стучащим дизельком от тр-ра "Беларусь" который и двигал этот паром с необычайной легкостью. Подъезды к парому и на сам паром можно сказать "люксовые". Если у Вас не Феррари с клиренсом в 5 см, то проблем с переправой на другую сторону и обратно не возникнет. Судя по всему паром почти не простаивает (по-крайней мере в выходные), - подъехав к парому мы увидели переправляющуюся к нам на встречу легковушку, почти сразу паром отправился (уже с нами) обратно, где его ожидала Газель. Переправа на другую сторону стоит 100 руб с одной машины. Пеших переправляющихся ни в ту ни в другую сторону мы не видели. Сразу у переправы, на берегу п-ова Коуккуниеми дорога начинается с перекрестка. Мы поехали по наиболее укатанной и не ошиблись. Как оказалось на полуострове очень много дорог, все они конечно грунтовые и проселочные, но их отсутствие на картах немного сбивает с толку. В итоге было выбрано генеральное направление на север до перекрестка с дорогой "Портовое-Соловьево". Периодически справа и слева к нашей дороге примыкают и отходят другие дороги уходящие в лес и на поля вдоль берега Бурной. Неожиданно слева открылось необольшое поле с несколькими сосенками и кустами на возвышении. Среди зелени проглядывали большие куски ломанного бетона. При рассмотрении стало ясно, что это бетонный ДОТ, достаточно крупный, но сильно разрушенный. Осмотревшись пришли к выводу, что это легендарный "Алказар". Немного расстроились потому как имелась информация, что "Алказар" хорошо сохранился - подумали, что если "это" называется "хорошо сохранился", то в каком состоянии остальные сооружения... В итоге окончательно сопоставить эти руины с фотографией 1939 года в книге Кирилла Якимовича "Тайпале" я не смог, - наверное не хватило воображения. ;) Удручает общую картину свалка прямо в котловане с руинами... Далее по дороге на север, метров через 70-80, начинается овраг ручья Мустаоя. Овраг, где его пересекает дорога, в ширину порядка 30-40 метров и глубиной метров 10 - думаю, танки его преодолевали без затруднений, слишком он великоват для противотанкового рва. К сожалению забыли осмотреть два ДОТа у самого устья ручья - возможно в следующий раз. Дорога выходит на широкое поле (Теренттиля) немного поднимаясь в гору. В лесу у Народной школы стоит современный коттедж. Выехали на перекресток с грунтовкой "Портовое-Соловьево". Тут же находятся так называемые "ворота Тайпале" линии "ВКТ" - бетонные надолбы вдоль дороги и гранитные надолбы отходящие в одну и другую сторону от дороги. Линия построена в период 1942-44 г.г. и несколько отличается от линий надолбов "линии Маннергейма" - сами "зубы" (гранитные камни) заметно больше, установлены несколько реже и находятся в некотором углублении (типа широкой канавы), поэтому, как я подозреваю, наступающим войскам до последнего момента не видны. Чуть дальше на север, метрах в 200-300 виден монумент солдатам погибшим здесь в боях, но к нему мы не пошли. Двинулись дальше по дороге вдоль левого берега Бурной, через современный коттеджный поселок на месте леса Пярсинена. Домики здесь все современные, хозяева явно не из бедных, лужайки перед домами аккуратно подстрижены и ухожены, огородов нет. Мост через ручей Каарнайоки в отличном состоянии ибо стоит на старом финском фундаменте. Почти сразу после последнего поворота Бурной дорога на Соловьево уходит чуть в лес, а справа открывается живописный вид на речку с крутого берега. Здесь же, в сосновом лесу, на побережье видны все позиции УР "Линнакангас". Сам по себе левый берег Бурной в этом месте очень высокий (20-25 метров) и очень крутой - почти как обрыв. Поэтому правый (южный) берег с него открыт как на ладони - можно представить как неуютно чувствовали себя там наши бойцы... По сути нам не удалось обнаружить каких-либо серьезных ДОТов на левом берегу Бурной в районе УР "Линнакангас" за исключением пожалуй одного (вероятно, на всех картах он отмечен как позиция под номером 1). Этот ДОТ расположен на краю левого берега на высоте 20-25 метров над водой и представляет из себя бетонное сооружение (примерно 5х5м), квадратное в плане и имеет одно отверстие под бронекупол. Возможно там был установлен пулемет - уж очень хорошо с него просматривается излучина Бурной, устье ручья Каарнайоки и мост через него вплоть до леса Пярсинена. ДОТ невозможно не заметить с дороги на Соловьево. Далее по берегу в сторону Ладоги серьезных сооружений обнаружено не было за исключением однотипных тыловых убежищ человек на 20 через каждые 70-100 метров линии обороны. Естественно все убежища подорваны, но паутина окопов растянутая по всему УР просматривается четко. В нескольких местах были обнаружены навалы из гранитных блоков - вероятно их планировалось использовать в строительстве каких-то оборонных сооружений, но не успели... Впечатляет крутизна и высота берега Бурной с этой стороны - подняться от воды на верх без помощи рук на высоту 20-25 метров неудастся. Естественно техника на такой подъем самостоятельно заехать тоже не сможет. Зимой, с учетом, что Бурная не замерзает и имеет такой берег, переправа здесь в военных условиях абсолютно не возможна. Причем оборонять эти позиции можно минимальными силами - природа создала максимально благоприятные условия для обороны. Впрочем, полторы сотни лет назад, в "Вуоксинскую эпопею" люди здесь тоже приложили руки... Прокатились дальше до Соловьево. Самый обычное прибрежное сельцо с самой обычной площадкой для парковки с самым обычным знаком и урной ввиде 200-литровой бочки красного цвета. Много плакатов с вежливой просьбой не сорить и беречь природу и информирующих от том, что это Яблоновское охотоведческое хозяйство. Удивился качеству и наезженности грунтовки уходящей вдоль берега Ладожского озера на север в сторону Лохийоки (Семужья). Развернулись в обратный путь и вспомнили о старом русском полевом укреплении - Улицком шанце. У ДОТа №1 УР Линнакангас, перпендикулярно реке Бурная, на север, уходит земляной гребень (природного происхождения) высотой порядка 10-20 метров и шириной от 80-100 метров и более, скорее всего именно по нему и проходила древняя дорога из Петербурга в Кексгольм. С южной оконечности этого гребня открывается захватывающий вид на излучину Бурной. Здесь же вырыт большой (20х10 метров) и глубокий (5-7 метров) котлован вероятно под какой-то серьезный ДОТ, но кроме котлована и неподалеку от него навала из гранитных блоков больше ничего нет. Не успели финны... Продвигаясь по этому гребню на север периодически пересекали линии траншей и окопов, воронки, остатки "колючки", ямы и котлованы под блиндажи и землянки. Под ногами море красной, сладкой брусники и кустов черники с одними только ягодами без листьев... Внезапно лес впереди из сухого и соснового резко поменялся и затемнел. Подойдя ближе мы сильно удивилсь размерам и сохранности шанца. Эскарп с контрэскарпом образуют ров глубиной метров 8. Крутизна контрэскарпа впечатляет - без помощи рук наверх (кажется он называется банкетом) не влезть. С южной стороны редут имеет проход внутрь. Контрэскарпы с южной стороны имееют несколько больших воронок - вероятно работа наших артиллеристов в 1939-40 годах. Лучше всего сохранилась, не заросла зеленью и деревьями, и соответственно наиболее удобна для осмотра западная сторона шанца. Западный валганг ложемента кем-то раскопан - вытащены камни-валунцы и старые сгнившие бревна. Внутри редута, в юго-восточном углу находится старая, гнилая вышка (то ли геодезический знак, то ли охотничий номер) и рядом, маленький ленточный фундамент. Судя по всему это и есть фундамент часовенки построеной здесь в конце 19 века. Фундамент очень маленький, прямо как от игрушечного домика (наверное где-то 2х3 метра). Сначала мы решили, что это была будочка с печкой при охотничьем номере, но историческая справка утверждает, что это была часовенка. Обошли редут внутри по кругу - весь плац (если так можно сказать) изрыт - то ли ямы кладоискателей, то ли воронки от нашей артиллерии в Зимней войне... На обратном пути из шанца нашел большущий красный гриб. Сначала подумал, что это просто ржавое расплющеного ведро валяется, подойдя ближе понял, что сильно ошибся. ;) Гриб имеет шляпку диаметром где-то около 25 см и абсолютно чистую ножку. Сколько весит этот "богатырь" - не знаю, но суп из него одного, который ели три дня, получился густой и вкусный. ;) Возвращаясь к машине на противоположной стороне дороги от ДОТа №1 натолкнулись на подземное бетонное сооружение отличающееся от всех однотипных убежищ в этом районе. Этот "бункер" (примерно 3х8 метра) был, естественно, подорван, но все же достаточно неплохо сохранился. Совершенно отчетливо виден полукруглый свод потолка, остатки бокового люка с некоторым подобием грузового вертикального лифта и полным отсутствием в стенах каких либо других отверстий для входа и выхода людей - т.е. вообще ничего, ни дверей, ни проемов. Мы решили, что вероятно, это был склад боеприпасов на передовой позиции, но как туда внутрь попадали люди - осталось загадкой. К этому моменту фотопленка уже закончилась и запечателеть это сооружение не удалось. Подъехав, на обратном пути, к мосту через ручей Каарнойоки решили остановиться чтобы найти и осмотреть Нииттюказематти. ДОТ, по всей видимости прикрывал устье ручья и блокировал мост через него. После небольших плутаний по окрестностям и пары раз как я в сумерках споткнулся об остатки "колючки" ДОТ был найден. Он неплохо "замаскировался" в рощице и случайный прохожий его не найдет. Хорошо сохранился только вход в ДОТ с севера - ступеньки и стены входа целые. После подрыва потолок обвалился и внутри можно протиснуться только ползком. К этому времени уже стало темнеть, я устал и был одет в чистое поэтому внутрь не полез. Надо заметить, что кто-то здесь прячет хабар - были замечены хорошо сохранившаяся каска советского образца и несколько остатков минометных мин без взрывателей. Побродив еще немного вокруг ДОТа решили, что ДОТ имел скорее всего один (или два) каземата с восточной стороны и простреливал местность перед мостом через ручей Каарнойоки и возможно мог также обстреливать то место где был старый финский паром через Бурную - сейчас все заросло деревьями и сказать точно невозможно. Также можно предполагать, что ДОТ Нииттюказематти прикрывался огнем с той самой позиции №1 УР Линнакангас. К этому времени сумерки сгустились, мы порядком устали, и двинулись в обратный путь до парома. Особняк-коттедж, в лесу у Народной школы, в темноте засветился всеми огнями и подсветкой в саду. Неспеша добрались до переправы - на пароме нас уже ждал попутный Гольф. Дизелек застучал своими железными внутренностями выдыхая красные, светящиеся в темноте, искры из выхлопной трубы и паром плавно отчалил. Прощаясь с паромщиком выяснили, что паром в этом году работает последние выходные и что скорее всего в понедельник (22.09.03) он уже работать не будет. В следующем году навигация начнется приблизительно в мае. Общее впечатление от поездки сложилось самое положительное, в основном конечно от приятной погоды и красивой, живописной природы тех мест. P.S. К сожалению фоторепортаж получился неполным - не хватило пленки на Нииттюказематти и почти не получились снимки Улицкого шанца - в лесу были уже небольшие сумерки и вспышки не хватило. P.S.S. Есть желание в следующем году посетить Тайпале вновь. Осмотреть позиции в районе Кирвесмяки, более подробно осмотреть овраг ручья Мустаоя, болото Теренттилясуо, 3-ю и 4-ю позиции вдоль дороги на Портовое и если хватит времени еще раз сфотографировать Улицкий шанец. Приблизительный перевод некоторых названий: - Koukkuniemi - koukku (крючок) niemi (мыс) - Kirvesm:aki - kirves (топор) m:aki (холм, гора) - Patoniemi - pato (плотина) niemi (мыс) - Kaarnajoki - kaarna (кора дерева) joki (ручей, речка) - Mustaoja - musta (черная) oja (канава) - Hiekkakuoppa - hieppa (песок) kuoppa (яма) - Niittukasematty - niitty (луг) kasematty (каземат) - Linnakangas - linna (крепость) kangas (ткань, материал, холст) Состав "экспедиции" в этот раз был несколько урезанный: - Сергей Новичков aka SNov (snov_сбкmailтчкru) - Александр Шачнев aka SashSH (sashashсбкgpnicтчкspтчкru) передвигались при помощи самобеглого экипажа АЗЛК 214145 aka Реногор 22.09.03 (c) SNov Вывести все сообщения Вернуться в конференцию наверх |